#Истории #Новости Интервью

«Видеть в глазах озарение»: интервью с призером конкурса «Учитель года»

В октябре в Москве подвели итоги всероссийского конкурса «Учитель года». В этот раз победителем стал педагог из Чеченской республики Алихан Динаев. Раздали и специальные призы. Среди лауреатов – преподаватель из Петербурга Марина Кропачева, которую удостоили награды «За творческую работу с детьми, находящимися на длительном лечении в больницах». В рамках проекта «УчимЗнаем» учитель математики из петергофской школы-интерната «Красные зори» работает в Ленинградской областной детской клинической больнице. Ежедневно Марина Игоревна объясняет сложные законы алгебры школьникам, которые вынуждены проводить недели и месяцы в клиниках. Как устроен мир «больничного» образования и почему математику нужно если не любить, то хотя бы уважать? Эти вопросы LL задал призеру конкурса «Учитель года» Марине Кропачевой.  

– Марина Игоревна, в какой больнице вы работаете и что преподаете?

– Мы работаем в Ленинградской областной больнице на отделении травматологии. Дети там лежат около трех недель, плюс-минус. Чтобы не нарушался процесс обучения, чтобы дети не выпадали из привычной учебной среды, происходит обучение. У нас один учебный кабинет, в больнице работают три учителя – младших классов, математики и русского языка и литературы.  Я веду алгебру и геометрию. Так как это больница, уроки сокращены – они идут не 45 минут, а 30. И если есть необходимость выхода в палату, то мы идем к детям, и там урок длится 20 минут. Мы хотим, чтобы ребенок ощущал себя комфортно.

Продолжаем то обучение, которое он проходил в школе, узнаем, какой учебник, какие темы были последними. Иногда важно не просто дать программу, а наверстать какие-то хвостики. Математика – сложный предмет, это не для кого не секрет. Основная задача для меня – показать, что математика интересная наука. Уже не один раз приходили отзывы, что благодаря занятиям в больнице дети что-то поняли, и им стало легче потом в школе.

– Вы получили приз за творческий подход к занятиям. А как можно творчески подать сухую математику?

– Объясняя ребенку сложную математику из цифр и формул, приходится придумывать игры, приводить случаи из жизни. Вроде бы кажется, что это не имеет никакого отношения к математике, а в итоге – математика! Я привожу примеры из литературы, из музыки. Это, наверное, и есть творческий метод. Иногда чуть ли не танцуешь перед учениками… Но это нужно! Я вижу – у них что-то щелкает.

В больнице дети испытывают дискомфорт в связи со своими болезнями. У многих появляется пессимизм. Иногда нужно просто прийти и поговорить! Порисовать вместе. Для того, чтобы вытащить ребенка из кокона пессимизма. Иногда они совсем не хотят заниматься, мол, я болею, мне не до чего… А поговоришь, интересные факты приведешь, в следующий раз уже с желанием приходит на урок. Бывает так, что у меня в одном классе собираются дети разного возраста. По сути, с каждым приходится общаться по отдельности.

– Всегда ли удачно удается «вклиниваться» в учебный процесс ребенка? Есть стереотип, что образование в больницах, санаториях все-таки вырвано из контекста.

По-разному. Иногда бывает важнее поднять старые проблемы, которые дают возможность понять новое. Чаще всего проблемы в изучении предмета у детей возникают из-за того, что когда-то что-то не понял, упустил, проболел. И упущенное дает о себе знать. Недавно был ребенок, который вдруг восполнил пробелы и сам удивился – неужели получилось решить? И тогда начинают они верить, двигаться, решать. Так что важнее всего – поймать момент.

Может быть, болезнь как раз тот  момент, когда человек остается один на один с собой, у него есть время подумать и понять. Конечно, в онкологических клиниках, в которых, прежде всего, и работает проект «УимЗнаем», дети лежат подолгу. И для них такое обучение – окно в жизнь. Вроде серьезно болею, но живу, не отстаю.

– Как вы попали в проект «УчимЗнаем» и где работали до этого?

– У меня был перерыв в педагогической деятельности. Но год назад я поняла, что надо вернуться в школу. До этого работала 13 лет учителем математики в общеобразовательном учреждении, потом 6 лет в школе для детей с ДЦП. И вот потом был перерыв, после которого я вернулась. И ни капли не жалею! Я поняла и почувствовала, что мне нужно этим заниматься. Пусть даже после короткого общения со мной, но если ребенок поймет что-то в математике, значит, я не зря работаю! Для меня, наверное, самое главное – видеть в глазах озарение.

– А что побудило пойти работать именно в этот проект? Ведь школа – это и так не просто, а больница – еще труднее!

– Я изначально приняла решение работать в больнице. Я была 100% готова. У меня был опыт работы с учениками с ДЦП, это похожая деятельность. Меня больница не пугала. Понимала, что это накладывает определенные обязательства. Надо вклиниваться не только в образовательный, но и в медицинский процесс. И в приоритете все равно лечение. Мы чаще всего смотрим по состоянию ребенка – если он готов морально, можно приходить. Для начала в палату… Потом уже он сам в класс придет.

– Как относятся старшеклассники к занятиям? Насколько мотивированы даже на лечении готовиться к экзаменам?

– Все дети разные. Кто-то понимает ответственность момента, сам приходит, говорит, давайте позанимаемся. А есть дети, которым нужен толчок. Я уговариваю… Через 15 минут большинство втягивается!

Бывает, приходят отзывы. Кому-то даже удается помочь наверстать программу перед экзаменом. Мне очень приятно! Некоторые мне до сих пор пишут в соцсетях…

– Как полюбить математику? И нужно ли ее вообще любить?

– Нелюбовь появляется чаще всего от недопонимания. Мой предмет действительно чаще всего не любят, я уже не удивляюсь. Я всегда задаю вопрос, а где в жизни есть математика? Если подумать, почти везде! Даже в русском языке, литературе, просто в повседневной жизни. Даже если ребенку не понадобится решать сложные уравнения, математика все равно нужна. Потому что человеку нужно развивать способность рассуждать, делать выводы, а это тоже с помощью этой науки происходит.

Я стараюсь показать её красивые стороны. Например, в старших классах говорю детям – посмотрите на производную: у вас есть одна формула, а из нее вы разворачиваете целый букет. Кто-то проникается! А меня вдохновляют горящие глаза… Математику можно не любить, но уважать – обязательно!

Справка LL

Проект «УчимЗнаем» стартовал в 2014 году. Цель организаторов – построение полноценной общеобразовательной школы для детей, болеющих тяжелыми заболеваниями и в течение длительного времени находящихся на лечении в стационарах. В проекте принимают участие 13 регионов России.

Ленинградская область присоединилась в сентябре 2017 года. Кадры для обучения детей в Ленинградской областной детской клинической больнице предоставила петергофская школа-интернат «Красные зори». В отделении детской травматологии и ортопедии открылся учебный класс с сенсорной телевизионной панелью, компьютером, планшетами и другим оборудованием.

«Раньше в каждой больнице обучение детей не было хорошо организовано. Туда ходили учителя, но там не было кабинетов, оснащения. Занимались образованием единичные учреждения. Но это было не очень удобно ни учителям, ни больницам. Почему этот вопрос и подняли! Теперь благодаря проекту у нас есть и отдельное помещение, и техника», – рассказала LL координатор проекта, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Школы-интерната «Красные зори» Жанна Пименова.

На площадке трудятся три учителя – младших классов, математики, русского языка и литературы. Педагоги школы-интерната «Красные Зори» работают в больнице на постоянной основе, а не дополнительно.

Татьяна Баженова

Фото проекта «УчимЗнаем»


 Следите за нашими новостями в соцсетях и мессенджерах:  ВКонтакте   |   Одноклассники   |   Telegram


comments powered by HyperComments