#Истории #Фото и видео

Ретропоезда с пропиской в Лебяжье: экскурсия по филиалу Центрального музея железнодорожного транспорта

Раритетные локомотивы дореволюционной постройки и герои железной дороги военных лет – эти экспонаты выставлены в филиале Центрального музея железнодорожного транспорта в поселке Лебяжье. О том, что здесь собрана коллекция уникального ж/д транспорта, знают далеко не все. Экскурсии доступны только по записи весной, летом и осенью. На фондовой площадке «Пионерский парк» – именно так называется филиал – выставлены около 40 ретро-составов. LL запрыгнул в остановившийся поезд минувшей эпохи и побывал на экскурсии.

Эти 40 составов разных времен уже не бегают по рельсам – отдыхают. Они – пенсионеры, даже ветераны железнодорожного транспорта. Паровозы, тепловозы, электровозы и мотор-вагонный подвижной состав служат иллюстрацией для гостей музея. Объединить на одной площадке все эти составы удалось благодаря трудам целого штата научных сотрудников.

«Данная площадка нашего музея в Лебяжье существует с 1990 года. Ее пытались отобрать, потом вернули… Примерно с 1980-х годов с различных железных дорог, из разных депо стали сюда приходить экспонаты. Некоторые машины специально отбирали, охотились на них. Так начала формироваться коллекция. Машины проходили ремонт, потом занимали место в нашем музее», – рассказывает в начале экскурсии старший научный сотрудник Центрального музея железнодорожного транспорта России Александр Пенин.

По словам экскурсовода, со времен первого ремонта прошло уже несколько десятилетий, и сейчас некоторые составы вновь обветшали. Но в этом, по мнению собеседника, есть определенный флер – именно так выглядели поезда на закате своей транспортной карьеры. Ведь по сути собрание – это гид по железнодорожной истории России.

«Гости могут увидеть составы одной серии, но, например, разных модификаций. Это не просто локомотивы, которые взяли и поставили, потому что не хотели выбросить. Все, что здесь находится, имеет уникальную историческую ценность», – объясняет руководитель отдела массовой работы ЦМЖТ Елена Асташова.

Экскурсии здесь проходят по записи. Музейщики приглашают гостей только весной, летом и осенью. Площадка открытая, без навеса. Зимой поезда укутываются в снежную перину. Приезжать сюда просто нет смысла.

«Здесь много любопытных экспонатов. Но некоторые машины, которые представляют наибольший интерес, мы передали в другие филиалы. Иначе они могут рассыпаться. Некоторые экспонаты сейчас на реставрации. В порядок их приводят в моторвагонном депо «Санкт-Петербург – Балтийский» (ТЧЭ-7) и локомотивном депо «Санкт-Петербург-Сортировочный Московский» (ТЧЭ-15)», – говорит экскурсовод.

Начинаем с самого «пожилого» экспоната. Это паровоз серии Э дореволюционной постройки. Год выпуска – 1913-й.

«Такие паровозы производились почти 50 лет. Выпущено больше 11 тысяч таких машин. Паровозы этой серии занесены в Книгу рекордов Гиннеса как самый массовой выпуск, – отмечает Александр Пенин. – У нас серия представлена по единицам: есть и прародитель дореволюционный, и машина, которая произведена в 1949 году».

В музее предлагают также вникнуть в принцип действия паровоза. На некоторые составы экскурсанты могут подняться, чтобы увидеть пусковые механизмы.

«Мы рассказываем, как пар приводит в действие движущие механизмы, как работают все внутренности паровоза. Как повлияла электрификация на работу железной дороги. Если говорить о том, сколько локомотив мог проехать за весь период эксплуатации, мы всегда приводим пример. У нас есть машина ВЛ22. Так вот, она пробежала с 1941-го по 1985 год 2 млн 800 тысяч километров», – говорит Александр Пенин.

«Паровоз серии ФД (Феликс Дзержинский) – очень тяжелая, мощная машина. Появились такие в 1931 году. Сколько может весить такая машина? Номинально примерно 140 тонн», – поясняет экскурсовод.

История паровозостроения неразрывно связана с историей страны, утверждают специалисты. Паровоз серии ФД – тому подтверждение. Первую такую машину построили на Луганском заводе всего за 180 дней. В трудные 1930-е инженеров арестовали и заставили работать в изоляции. ФД они создали по проекту американских инженеров. Вот такая иллюстрация времени репрессий.

Многие ФД разрушали рельсы – были слишком тяжелы для сети железных дорог России. После войны много таких составов продали в Китай. Сотрудники называют счастливой случайностью то, что один из паровозов серии  остался на родине и попал в музей.

Послевоенное время тоже отразилось на железной дороге. «Паровоз серии Л – проектное название П, в честь победы. У нас представлены два таких паровоза. Они существовали до 1980-х годов», – говорит старший научный сотрудник.

Есть в экспозиции даже поезд начальника Октябрьской железной дороги. Состав использовался только для рабочих поездок от Мурманска до Москвы. Железнодорожные путешествия по работе могли продолжаться больше недели, поэтому поезд для начальника разработали повышенной комфортности, с большим купе, душевой кабиной. Предусмотрен и конференц-зал для совещаний с подчиненными.

Реставрация ретросоставов – разговор отдельный. К работам нередко привлекают волонтеров. Сотрудники показывают восстановленный поезд – его привели в порядок к чемпионату мира по футболу.

«Прежде чем покрасить локомотив, проводится научная работа. Нельзя прийти и начать красить просто так. Собирается целая комиссия,  утверждается цвет краски», – рассказывает Елена Асташова.

В стороне от гигантов стоит минипоезд, разработанный специально для метростроевцев. С его помощью на стройплощадки можно доставлять блоки для тоннелей и другие материалы.

Сотрудники могут рассказывать о коллекции часами. Здесь действительно еще много раритетов. Тепловозы Да, ТЭМ1, ТЭ3, ТЭП60, электровозы Ссм, Фк, ЧС1, ВЛ41, ЧС200… Конечно, лучше увидеть это своими глазами.

Текст: Татьяна Баженова; Фото: Андрей Карлов


 Следите за нашими новостями в соцсетях и мессенджерах:  ВКонтакте   |   Одноклассники   |   Telegram


comments powered by HyperComments