#Истории

Прогулки по району. Церковь святой царицы Александры в Низино

В светлый праздник Рождества Христова LL приглашает читателей на прогулку в окрестности церкви святой благоверной мученицы царицы Александры близ Петергофа.

Православный храм в деревне Низино возвели в 1850-х годах. Соответствующее распоряжение архитектору Андрею Штакеншнейдеру дал император Николай I. В документе, который архитектору передал министр царского двора, поручалось «составить проект на постройку небольшой православной пятиглавой церкви в Петергофе на Бабигонских высотах». На составление потребовалось несколько месяцев. Первый камень заложили в августе 1851 года в присутствии императора. В основание фундамента заложили табличку с надписью: «Повелением императора Николая I заложена церковь на Бабигоне, близ Петергофа, во имя святой благоверной Царицы Александры, лета 1851, августа 11». Специально с берега реки Иордан. На строительство потребовалось три года. Освятили храм 22 августа 1854 года. Впоследствии церковь регулярно посещала не только семья Николая I, но и супруга последнего русского императора Николая II Александра Федоровна.

Легенда о царице Александре

Церковь близ Петергофа решили назвать именем святой благоверной мученицы царицы Александры Римской. Она стала жертвой собственного мужа – императора Диоклетиана.

Согласно православной традиции, в 303 году царица пошла наперекор супругу. Видя твердость веры святого Георгия Победоносца во время его мучений и став свидетельницей чудесного исцеления великомученика Георгия от страшных ран, полученных им при истязаниях, она пожелала принять христианство. Однако проконсул Магнеций удержал ее от этого. Через некоторое время царица Александра увидела, как великомученик Георгий, зарытый по плечи на три дня в яме с негашеной известью, вышел из нее живым. После того, как силой крестного знамения великомученик Георгий разбил все статуи богов в храме Аполлона, царица Александра пришла в суд и открыто исповедала себя христианкой, высмеяв языческих богов.

Озлобленный Диоклетиан приговорил Георгия и царицу к смерти. Святая Александра с радостью приняла этот приговор и кротко пошла на место казни. По дороге святая, утомившись, попросила воинов позволить ей немного отдохнуть. Присев на камень у дороги, она тихо скончалась. Память святой празднуют одновре­менно с великомучеником Георгием, 23 апреля по церковному календарю.

Советский период

Богослужения в церкви святой мученицы царицы Александры проводили до осени 1940 года. Тогда храм собирались превратить в клуб с кинозалом. Начавшаяся война помешала осуществить это намерение.

Во время Великой Отечественной войны церковь оказалась на линии огня в самом центре военных действий. Бомбовые удары и артиллерийские обстрелы серьезно повредили здание.

После войны в здании бывшей церкви долгое время располагалась совхозная мастерская. В подвалах церкви разместили овощехранилище. Около 10 лет здание оставалось бесхозным. Территория вокруг храма использовалась для своза мусора при строительстве многоквартирных домов в Низино.

Возрождение в 1990-е

Восстановление церки началось в конце XX века. 6 мая 1998 года на престольный праздник в храме святой мученицы царицы Александры по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского служили божественную литургию. С апреля 1999 года богослужения стали регулярными.

Внешнее убранство

Сейчас церковь радует прихожан своей красотой внутри и снаружи. Основной объем церкви решен в традициях русской церковной архитектуры допетровского времени, то есть в виде квадратного в плане здания, над которым возвышается восьмигранный барабан главного купола.

В фасадах ясно прослеживаются черты так называемой ордерной системы. Снаружи храм украшен декоративными элементами, характерными для русской архитектуры XVI—XVII веков. Покрытием центральной части основного объема служит крыша, посредине которой возвышается восьмигранный барабан главного купола. На барабане покоится восьмигранная большая луковица с позолоченными ребрами, увенчанная яблоком и крестом.

Полуколонны на продольных фасадах храма установлены на мощных пьедисталах и цоколях, что имеет не только декоративное, но и конструктивное значение. Штакеншнейдер стремился освободить сравнительно небольшой внутренний объем церкви от всякого рода загромождающих конструкций. Поэтому архитектор отказался от сооружения в интерьере отдельно стоящих колонн и подкупольных пилонов и перенес нагрузку от барабана главного купола на наружные стены. Кроме главного купола имеются малые купола.

Выдвинутые далеко на восток апсиды несколько напоминают башни рыцарских замков. С запада к основному объему церкви примыкает трапезная. Трехъярусная шатровая колокольня, замыкающая с запада комплекс Александрийской церкви, отличается тем же богатством и разнообразием декора, который характерен для основного объема.

При возведении церкви Андрей Штакеншнейдер подтвердил репутацию зодчего, в совершенстве владеющего всеми архитектурными стилями.

Интерьеры церкви отличаются красотой и торжественностью. В отличие от фасадов оформление интерьеров Александрийской церкви носит классический характер. В обрамлении преобладают штукатурные тяги и лепка. Пройдя через главный вход, прихожане попадают в притвор, а затем и в трапезную часть храма. Открытый арочный проем ведет из трапезной в основной объем. Перекрытый куполом, он опирается на подпружные арки, покоящиеся на пристенных пилонах. В центре купола находится обширное отверстие, через которое сквозь окна барабана купола в интерьер собора проникает свет. Вокруг него непосредственно на зеркале купола размещены четыре тондо в золоченых рамах с изображениями евангелистов на золоченом фоне, исполненными маслом по холсту. Под ними золочеными гипсовыми буквами выложены имена евангелистов. Лицевые стороны подпружных арок обработаны тягами и украшены лепными ромбами. В архивольтах арок были выложены гипсовыми золочеными буквами тексты из евангелия от Матфея.

На востоке интерьер центрального объема замыкается солеей и арочным проемом, заполненным иконостасом. За иконостасом находится алтарь, завершающийся тремя апсидами. Несущими конструкциями свода являются: на западе пристенные пилоны, на востоке — отдельно стоящие пилоны, установленные почти вплотную к внутренним стенам большой апсиды. Над этими пилонами находятся мраморные доски с золочеными римскими цифрами десяти заповедей.


 Следите за нашими новостями в соцсетях и мессенджерах:  ВКонтакте   |   Одноклассники   |   Telegram


comments powered by HyperComments