#Live #Истории

Небо всем и каждому: как работает аэродром «Гостилицы»

«Небо всем и каждому» – именно под таким девизом живет аэродром «Гостилицы». Уникальная площадка, где базируется несколько аэроклубов, находится совсем неподалеку от одноименной деревни. Сложно поверить, но еще каких-то 15 лет назад это место было заброшено. Аэродром возродили неравнодушные авиаторы. LL наведался в «Гостилицы» и выяснил, чем сейчас занимаются те, кто не может без неба. 

Владимир Артикульный, директор аэродрома «Гостилицы», шеф-пилот

Аэродром «Гостилицы» – самый большой аэродром в Северо-Западном регионе. В 2017 году стал лучшим аэродромом в России с твердым покрытием. На сегодняшний день здесь очень развитая инфраструктура. Для гостей аэродрома есть кафе и детская площадка, а для владельцев воздушных судов организована сертифицированная авиационная техническая база, заправочный комплекс и информационно-диспетчерское обслуживание.

Кажется, что это должно быть на каждом аэродроме. Но из-за отсутствия государственной поддержки все эти блага есть далеко не у каждой площадки. Аэродрому «Гостилицы» в этом плане очень повезло. Сам аэродром существует с 1972 года. В советское время тут базировались так называемые «кукурузники», то есть самолеты Ан-2, которые выполняли аэрохимические работы по обработке колхозных полей. Сельхоз авиация в то время была очень развита. Но потом СССР развалился, и в 1990 годы после перестройки аэродром забросили.

С 2003-го аэродром начал оживать. Место обжил клуб сверхлегкой авиации «Арго», а в 2006 году после расформирования аэродрома «Ржевка» на аэродром «Гостилицы» перебазировался «Невский Аэроклуб», который по-настоящему вдохнул жизнь не только в сам аэродром, но и в малую авиацию в целом.

Сейчас здесь базируется более 100 воздушных судов, почти вся техника находится в частной собственности. У каждого свои цели и задачи. Приехав на аэродром в лётную погоду, можно увидеть воздушные тренировки пилотов-спортсменов, в том числе мировых чемпионов, а также членов сборной России по высшему пилотажу.

Помимо спортивных самолетов на аэродроме можно увидеть исторические самолеты времен Первой мировой войны. Для всех желающих «Невский аэроклуб» организует авиационные экскурсии с возможностью ознакомиться с  миром авиации общего назначения.

 

Несмотря на то, что существует государственная программа  по развитию малой авиации, по факту развитием занимаются владельцы воздушных судов, любители авиации и прочие неравнодушные. Получается, что программа в отношении авиации общего назначения пока не работает, хотя подписана она была еще в 2013 году. И сейчас всё от ремонта взлетно-посадочной полосы до ремонта дороги к самому аэродрому ложится на плечи «Невского аэроклуба».

Конечно, аэродрому и сейчас нужна поддержка, хотя бы на законодательном уровне. В развитии всегда нужны не только финансы, но также помощь в организационных моментах. Например, предоставление воздушного пространства. У спортсменов сейчас почти нет высоты для тренировок, заходы в «Пулково» проходят прямо над аэродромом. Также нужна помощь в решении вопросов по переводу земель из статуса сельхозназначения в транспортное, чтобы аэродром мог развиваться дальше.

Каждый день «Невский аэроклуб», как и другие авиаклубы, которые ведут свою деятельность на аэродроме «Гостилицы», вкладывают много сил, времени и денег, чтобы у наших детей было будущее, в котором малая авиация жива и процветает. Наш аэродром – это уникальный объект в Ленинградской области, который стоит посетить и увидеть неповторимый мир малой авиации своими глазами.

Владимир Марказен, пилот сверхлегкой авиации, директор клуба СЛА «Арго»

Сто самолётов

Аэродром «Гостилицы» сейчас – это прежде всего место для стоянки самолётов. Люди приобретают себе транспорт, и нужно где-то его хранить. Своеобразная парковка! Сейчас тут более ста разных самолетов. Конечно, они не только стоят, но и летают. Но особо летать, к сожалению, некуда. Мы действуем в интересах владельцев воздушных судов: обеспечиваем их сохранность и техническую исправность взлетно-посадочной полосы.

Когда-то женщина дома все делала руками. Сейчас же существует огромное количество механизмов, которые облегчают труд. И все заняты тем, чтобы обслуживать эти механизмы. Чем более комфортно вы хотите летать, тем больше времени и сил надо тратить на обслуживание судов.

Трехмерный мир

В ангаре нашего аэроклуба «Арго» есть автожир, сверхлегкий самолет «Птенец» и другие. Почему они мне нравятся: на них действительно летаешь. Взять, например, легкую авиацию. У самолетов этой категории больше скорость, комфортнее кабина, воздух оказывает на него гораздо меньшее воздействие, чем на малыша сверхлегкой авиации. Получается, что самолеты потяжелее – это транспорт, а полегче – спорт. Любой вид спорта опасен. Но когда летишь на таком, испытываешь восторг.

У сверхлегкого самолета меньше давления на крыло, меньше масса. Есть же разница, когда вы тормозите на грузовике или велосипеде? Тут то же самое. У маленького самолета скорость и подъёмность меняется молниеносно, он следует за тобой. Ты задумал – он сделал.

Пилоты вообще делятся на четкие категории. Есть люди, которые балдеют от сложных систем, им в лёгкую или большую авиацию. А кто хочет летать как птица – это в сверхлегкую авиацию. Большая авиация движется по пути автоматизации, а легкая нет.

Мы все плоскатики. Мы живем в одной плоскости, но когда взлетаешь – понимаешь, что мир-то трехмерный. Люди не осознают это. Что такое 10 километров по горизонтали? Ни о чем! Три часа пешком. А три километра по вертикали – это совершенно другой мир! Там нечем дышать, холод -60 градусов. Мы этого не осознаем! А пилоты каждый раз познают этот мир.

«Получилось, взлетели»

Я родился в Ленинграде. Однажды мой сосед сказал: «У меня на работе парень сделал дельтаплан и теперь ищет компанию, чтобы летать, пойдем?» В первый день я не успел, прибежал во второй – всё получилось, взлетели. Меня перепутали и отправили сразу наверх горы. Но она всего-то 30 метров. И все равно всё получилось! Это происходило в Юкках. Мне было 27 лет. На тот момент я уже отучился в Политехническом институте по специальности «строительно-дорожные машины».

В 1979 году возникли центры технического творчества, я пошел туда изготавливать такую технику. У нас было серийное производство дельталётов. Вот так я и занялся авиацией…

Сюда мы пришли в 2003 году, клуб летал на дельталётах. А в 2007-м исчезла «Ржевка», и к нам перебрался «Невский аэроклуб». Дальнейшее развитие площадки связано с деятельностью этого клуба. Они движуху тут и создали!

А потом и мы самолетики приобрели, научились на них летать. Что происходит сейчас? Летаем, учимся летать. И ждем, когда тут появится авиационный учебный центр. Недавно возникла мысль самим его открыть.

К сожалению, сегодня на Северо-Западе нет ни одного учебного центра для пилотов. Представьте, у нас в городе нет ни одной автошколы! Каково это?… Сейчас есть один учебный центр в Омске. И готовит он только на микросамолеты, а на дельталетах вообще никто не учит летать. Соревнования устроить невозможно – большая часть людей, которые умеют летать, как ни странно, находятся вне правового поля.

Что почем

Безусловно, все самолеты разные. Как и автомобили. Можно купить маленький подержанный автомобиль за 10 тысяч рублей. А можно люкс – невероятно дорогой.

Цена на нормальные самолеты стартует от трех миллионов рублей. Стоянка стоит примерно 7,5 тысяч рублей в месяц, использование полосы – до полутора тысяч.

Есть самолеты, которые заправляют автомобильным топливом, а есть которые авиационным. Авиационное сейчас стоит 130 рублей за литр. Советские монстры, например, жрут по литру в минуту! А «Птенцы» – по 10 литров в час.

 Глубинные инстинкты

Летать безопаснее, чем ездить по нашим улицам. Тем не менее, человек, боящийся летать, идет в автошколу, и ежедневно рискует гораздо больше. Мы во многом животные, наши родственники приматы. Это глубинные инстинкты – сорваться с дерева неприятно. Небо – непривычно! Вот откуда и возникает страх.

В США, например, количество судов и летающих людей на два порядка больше, чем у нас. Оно куда более привычно. Так вот и у нас все будет гораздо проще, если наращивать объемы авиации.


 Следите за нашими новостями в соцсетях и мессенджерах:  ВКонтакте   |   Одноклассники   |   Telegram


comments powered by HyperComments